ИНСТИТУТ ·ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО· (ФОНД СОРОСА) Мегапроект 'Пушкинская библиотека', Издательская программа. Всероссийский открытый конкурс в рамках проекта 'Электронные публикации в сфере культуры и гуманитарных знаний' КОНКУРС - 'РОССИЯ ХХ ВЕК - ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ' ЗДЕСЬ ПУБЛИКУЮТСЯ РАБОТЫ - ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА. |
|
Политическая полиция и политический терроризм в России (вт. пол. XIX - н. XX вв.) Сборник документов и материалов ? 12 ИЗ УКАЗА АЛЕКСАНДРА II СЕНАТУ 'ОБ УЧРЕЖДЕНИИ В С.ПЕТЕРБУРГЕ ВЕРХОВНОЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ" 12 февраля 1880 г. В твердом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок, Мы признали за благо: 1. Учредить в С.-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. 2. Верховной Распорядительной Комиссии состоять из Главного начальника оной1 и назначаемых для содействия ему, по непосредственному его усмотрению, членов комиссии. [. . .] 5. В видах объединения действий всех властей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, предоставить Главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии, по всем делам, относящимся к такому охранению: а) права Главноначальствующего в С.-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением ему С.-Петербургского Градоначальника; б) прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в С.-Петербурге и С.-Петербургском Военном Округе; и в) верховное направление упомянутых в предыдущем пункте дел по всем другим местностям Российской Империи. 6. Все требования Главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия подлежат немедленному исполнению как местными начальствами, Генерал-Губернаторами, Губернаторами и Градоначальниками, так и со стороны всех ведомств, не исключая военного. 7. Все ведомства обязаны оказывать Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии полное содействие. 8. Главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии представить испрашивать у нас, непосредственно, когда признает сиё нужным, наши повеления и указания. 9. Независимо от сего представить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии делать все распоряжения и принимать вообще все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия как в С. Петербурге, так и в других местностях Империи, причем от усмотрения его зависит определять меры взыскания за неисполнение или несоблюдение сих распоряжений и мер, а также порядок наложения этих взысканий. 10. Распоряжения Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии и принимаемые им меры должны подлежать безусловному исполнению и соблюдению всеми и каждым и могут быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением. 11. С учреждением, в силу сего Именного Указа Нашего, Верховной Распорядительной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, утвержденную таковым же Указом от 5 апреля 1879 г. должность Временного С. Петербургского Генерал-Губернатора упразднить. Правительствующий Сенат, к исполнению сего, не оставит сделать надлежащее распоряжение. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 31. Лл. 1-5. _________________ 1
Главным Начальником Верховной
Распорядительной Комиссии был назначен
генерал-адъютант, член Государственного
Совета, генерал от кавалерии граф М.Т.Лорис-Меликов. ЗАПИСКА ПРОКУРОРА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СУДЕБНОЙ ПАЛАТЫ В.К. ПЛЕВЕ ПО ДОЗНАНИЮ О ВЗРЫВЕ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ1 2 марта 1880 г. 28-го февраля по дознанию о взрыве в Зимнем Дворце Его Императорского Величества были передопрашиваемы обвиняемые Евгения Фигнер2 и Александр Квятковский,3 - первая по вопросу о сношениях ее с лицами, жившими в помещении тайной типографии, а последний относительно противоправительственной деятельности его за прошедшее время. Фигнер, не отрицая знакомства с некоторыми из арестованных в квартире тайной типографии, категорически отвергла, однако, посещения той квартиры, где она и Квятковский были арестованы, лицом, которое застрелилось, и таким образом опровергла показание Квятковского, пытавшегося но одном из предыдущих допросов приписать этому лицу принадлежность оказавшихся при обыске у него, Квятковского, чертежей Зимнего Дворца. Из дальнейших объяснений Фигнер усматривается, что свидания ее с единомышленниками происходили в доме ? 124 по Невскому проспекту, в квартире двух лиц, проживавших по чужому паспорту, под именем инженера путей сообщения Хитрово и его жены. Лица эти вслед за обыском у Квятковского и Фигнер были арестованы, но из-под ареста успели скрыться. В объяснениях, представленных затем, Квятковским относительно его прошедшей жизни, содержатся интересные данные, которые, указывая на тесную связь между собою всех революционных сил русского общества, приводят к заключению, что большая часть этих сил могла бы быть определена систематическою регистрацией сведений о лицах, привлекавшихся за последние десять лет к дознаниям о государственных преступлениях. В 1877 году в Нижегородской губернии производилось окончившееся ссылкой главных обвиняемых дознание о дворянине Новгородской губернии Линеве, устроившем в деревне Мостовке, Ардатовского уезда сельскохозяйственную ферму с целями противоправительственной пропаганды. На означенной ферме, находившейся, как оказалось, в тесных сношениях с членами так называемого 'общества друзей', обнаруженного в Петербурге по доносу убитого впоследствии крестьянина Шарашкина, проживали с конца 1876 года и по июль 1877 года многие лица, известные по разным политическим процессам и в числе их именовавшийся сыном священника Русаковым, который вслед за обыском, произведенным на ферме Линева жандармским офицером, поспешил скрыться и до сих пор не был розыскан. Ныне Квятковский сознался, что на ферме Линева под именем Русакова проживал он и помянутое сознание представляется несомненным в виду тех подробностей, которые были приведены Квятковским в рассказе о пребывании его в Ардатовском уезде. Упоминая при изложении показаний Евгении Фигнер и Квятковского по делу о преступлении 5 февраля о сношениях их с деятелями тайной типографии, взятой в Саперном переулке, нельзя пройти молчанием о результатах допросов, произведенных того же 28 февраля двум лицам, принадлежащим к числу с их деятелей. Указанные допросы окончательно установили настоящие имена и звания всех лиц, арестованных в Саперном переулке. Таким образом именовавшийся канцелярским служителем Лысенко признал, что он бывший вольный слушатель Медико-Хирургической Академии Николай Константинов Бух4 (в записке, доставленной о Бухе Одесским Временным Генерал-Губернатором он неправильно назван Иваном Васильевым), скрывающийся от преследования с 1874 года. Подписывавший же до сих пор протоколы своих показаний литерами NN заявил, что он уроженец города Могилева Лейзер Йоселев Цукерман, сын проживающего ныне в Киеве купца 2-й гильдии. К сему Цукерман присовокупил, что он до двадцатилетнего возраста воспитывался дома, изучал талмуд, потом в течение трех лет занимался торговыми делами, а с 1875 года и до последнего времени жил заграницей в Берлине и Берне, где, как следует полагать, и проникся социалистическими воззрениями, посещая, очевидно, существовавший до последнего времени в Берлине кружок русских нигилистов, состоящий по преимуществу из евреев западного края. В заключение настоящей записки необходимо упомянуть, что дальнейшие действия по дознанию о взрыве в Зимнем Дворце последуют по получении ответов на некоторые запросы, посланные в Вятскую и Нижегородскую губернии. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 34. Лл. 2-4. ________________ 1
Речь идет о взрыве, произведенном Степаном
Халтуриным 5 февраля 1880 г. 2 Фигнер (Сажина) Евгения Николаевна (род в 1858 г.) - сестра Веры Николаевны Фигнер, в 1876 г. вместе с ней участвовала в демонстрации на Казанской площади, а осенью 1878 г. поселилась в с. Вязмино Самарской губ., где открыла бесплатную школу. В сентябре 1879 г. приехала в Петербург, следила за выездами генерал-губернатора, проживала вместе с А.А.Квятковским на конспиративной квартире, где и была арестована 24 ноября 1879 г. Осуждена по процессу 16-ти, сослана в Иркутскую губернию. 3
Квятковский Александр Александрович
(1853-1880) - один из организаторов
Исполнительного Комитета 'Народной
Воли', участвовал в подготовке взрыва в
Зимнем Дворце 5 февраля 1880 г. Казнен. 4
Бух Николай Константинович (1853-после
1934) - участник 'хождения в народ', член
кружка 'южных бунтарей', затем - 'Земли
и Воли', после раскола организации
входил в Исполнительный Комитет 'Народной
Воли'. В 1880 г. приговорен к 15 годам
каторжных работ.
ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЯ ВЕРХОВНОЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ 4 марта 1880 г. ПРИСУТСТВОВАЛИ: Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии Генерал-Адьютант, Генерал от Кавалерии Граф М.Т. Лорис-Меликов. Член Государственного Совета, Тайный Советник К.П. Победоносцев. Генерал-Адьютант, Генерал-Лейтенант Князь А.К. Имеретинский. Статс-Секретарь, Тайный Советник М.С. Каханов. Тайный Советник М.Е. Ковалевский. Тайный Советник И.И. Шамшин. Тайный Советник П.А.Марков. Свиты Его Величества Генерал-Майор П.А.Черевин. Свиты Его Величества Генерал-Майор М.И.Батьянов. Действительный Статский Советник С.С. Перфильев. Заседание началось в 8 часов вечера. Кончилось в 10 часов вечера. Заседание Верховной Распорядительной Комиссии было открыто Главным Начальником, который, выразив собравшимся Членам глубокую признательность за готовность их вместе трудиться, указал на те задачи, достижение коих предстоит Комиссии. Первая из них состоит в том, чтобы принять решительные меры к подавлению наиболее возмутительных действий анархистов; вторая же, более сложная, в изыскании средств врачевания причин, породивших крамолу и поддерживающих ее. Для осуществления этих целей является прежде всего необходимость объединения действий всех административных и судебных органов, призванных к обнаружению и преследованию преступных замыслов и действий и изыскание способов к установлению такого объединения. Указанная цель до известной степени облегчена подчинением Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии1 и остается ныне провести на деле начало объединения исполнительных органов. Вторая причина, затрудняющая борьбу Правительства с крамолой, заключается в крайней медленности производства дознаний и дел о государственных преступлениях. Нередки случаи, что явные преступники остаются без приговора и наказания в продолжении года и более; с другой же стороны лица, арестованные по неопределенным подозрениям, освобождаются из под стражи лишь по прошествии нескольких месяцев и, будучи озлоблены таким произвольным лишением свободы, привлекают других в ряды недовольных. По этому Комиссии надлежит выработать меры к ускорению производящихся дознаний по государственным преступлениям и в том числе способы разбора всех лиц, содержащихся ныне под стражею. Мерами практикуемыми при преследовании лиц, политическая неблагонадежность которых заподозрена, служат административная высылка и полицейский надзор, гласный или негласный; обе они несомненно приносили и будут приносить существенную пользу при применении их с надлежащею осмотрительностью. Нельзя однако при этом не отметить, что случаи административной высылки столь часты, что вскоре устройство быта и положения высылаемых может сделаться вопросом государственным. Что же касается полицейского надзора, то мера эта, имея в основании своем лишь установление наблюдения, на самом деле равносильна лишению или ограничению прав: лицо, находящееся под особым надзором полиции, стеснено в выборе занятий, оно не внушает к себе доверия и заставляет избегать всяких с ним сношений из опасения навлечь на себя незаслуженное подозрение. Необходимо вследствие этого теперь же озаботиться изысканием способов разбора лиц поднадзорных и высланных. Указанным административным мерам подвергаются, как сказано было, лица заподозренные в политической неблагонадежности. Между тем понятие о неблагонадежности допускает много степеней, которые полиция не всегда в состоянии разграничить, что дает ей возможность выходить иногда из пределов необходимой, при применении этих мер, осторожности. Задачу Комиссии должно, между прочим, составить установление, по возможности, деления лиц, привлекаемых по подозрению в неблагонадежности, на разряды более и менее вредных в настоящее время. Разработка этих четырех вопросов займет первые заседания Комиссии, при чем преимущественному ее вниманию будет предложено указание мер, относящихся до столицы, интересы которой особенно дороги для государства вследствие пребывания в ней Государя Императора, Наследника Цесаревича и Императорской Фамилии. Чтобы ознакомить Комиссию с нуждами столицы избраны Городскою Думою особые гласные, приглашенные вместе с Городским Головою для предварительных объяснений на 5-е сего марта. Приступая к обсуждению предложенных Главным Начальником Верховной Распорядительной Комиссии вопросов, Комиссия признала несомненное существование разъединения в действиях Правительственных органов вообще и в частности чинов полиции: наружной и сыскной, общей и жандармской; при этом некоторыми Членами Комиссии, в том числе и Свиты Его Величества Генерал-Майором Черевиным,2 приведены были отдельные случаи разобщенности действий чинов администрации и указаны проистекающие из такого порядка последствия, устанавливающие иногда между ними даже враждебные отношения. Убеждение в несомненности вреда от разъединения действий органов, преследующих одну и ту же цель - охранение государственного и общественного порядка, - привели Комиссию к единогласному заключению о необходимости подробной разработки способов к уничтожению такого разъединения, начав это дело с С.-Петербурга. При этом Комиссия положила: собрать подробные по возможности сведения как о личном составе, так и о стоимости всех органов Правительственных и общественных имеющих назначением охранение порядка и обнаружение преступных действий и замыслов в столице и ее окрестностях. Переходя к обсуждению мер к ускорению производства дознаний и разбора всех дел о содержащихся ныне по обвинению в государственных преступлениях, Комиссии заявлено было Генерал-Майором Черевиным, что задача эта представляла особенную заботу Генерал-Адьютанта Дрентельна,3 не приведшую однако к желаемым результатам вследствие медленности допускаемой в рассмотрении как в Министерстве Юстиции, так и в III Отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии этих дел. Для достижения указанной цели Комиссия признала необходимым приступить к немедленному рассмотрению списков заключенных и поверке как их наличности, так и действительного положения дел о них производящихся. Средством для исполнения сего Комиссия признала избрание нескольких лиц, которых просит принять на себя труд: 1) обозреть списки всех заключенных по государственным преступлениям и определить в точности положение всех дел; 2) проверить списки заключенных с наличным числом арестантов, содержащихся по подобным делам, и 3) составить заключения о мерах к скорейшему окончанию всех дел и заключения эти представить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии. Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов, одобрив это предположение, просил исполнить оное Сенатора Шамшина,4 Тайного Советника Маркова5 и Генерал-Майора Батьянова. При обсуждении вопроса о способах разбора лиц поднадзорных и высланных, внимание Комиссии было Главным ее Начальником остановлено на совершенно неудовлетворительном применении административной высылки и отдачи под особый надзор полиции. Несостоятельность существующего теперь полицейского надзора сознана, по заявлению Действительного Статского Советника Перфильева,6 Министерством Внутренних Дел и оно озабочено переустройством порядка наблюдения за лицами неблагонадежными учреждением, например, поднадзорной колонии. Трудность введения всякой новой меры заключается в недостаточности средств отпускаемых на этот предмет. Комиссия, имея в виду настоятельную необходимость в приведении прежде всего в известность всех лиц подвергшихся указанным административным взысканиям, признала неотложным составить из общих списков лиц высланных и состоящих под надзором полиции гласным и негласным выборку тех лиц, кои высланы или отданы под надзор полиции по политической неблагонадежности, а также иметь в виду выработанные уже по сему предмету в Министерстве Внутренних Дел предположения. Исполнение сего Главный Начальник Комиссии просил Действительного Статского Советника Перфильева принять на себя. Рассматривая, наконец, четвертый вопрос, Комиссия выразила мнение, что указанные несовершенства существующей теперь системы определения политической неблагонадежности заслуживают, по своим вредным последствиям, особого внимания Правительства. Высказанные по сему предмету суждения привели Комиссию к единогласному признанию необходимости крайне осторожного и внимательного отношения подлежащих властей к строгому разбору виновности и степени неблагонадежности лиц высланных из С.-Петербурга, с принятием к руководству того общего начала, чтобы лица, высылаемые в видах предосторожности для охранения общественного порядка, не были лишаемы способом высылки средств к дальнейшему существованию. В конце заседания Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил о Высочайшем Его Императорского Величества соизволении просить гг. Министров, не отказать в принятии участия в заседаниях Комиссии, соображаясь с значением рассматриваемых вопросов и принадлежности их к тому или другому ведомству. Перед закрытием заседания Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов выразил желание чтобы: а) предметы совещания Комиссии сохранялись в тайне, и б) все вопросы, которые Члены Комиссии пожелали бы возбудить, предварительно доводимы были до сведения Его Сиятельства. Затем заседание Комиссии было закрыто. ПОДПИСАЛИ: Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов. Конст. Победоносцев. Князь Имеретинский. Михаил Каханов. Михаил Ковалевский. Иван Шамшин. Павел Марков. Петр Черевин. Михаил Батьянов. Степан Перфильев. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 37. Лл. 1-3. ________________ 1
26 февраля 1880 г. М.Т. Лорис-Меликов
представил 'всепод-даннейший доклад',
основная мысль которого сводилась к
тому, что 'объединения властей есть
единственный путь для достижения
успехов в мерах против крамолы', ибо
разрозненные действия
правительственных лиц и учреждений - 'одна
из главнейших причин' неудач в борьбе с
революционным движением. Доклад был
одобрен Александром II, и 3 марта
вышел указ, согласно которому 'в видах
объединения предметов, подлежащих
ведению Верховной распорядительной
комиссии', III отделение временно было
полностью подчинено ее Главному
начальнику. 2 Черевин Петр Александрович (1837-1896) - товарищ главноуправляющего III отделением, исправляющий должность шефа жандармов (после увольнения А.Р.Дрентельна и подчинения Отдельного корпуса жандармов главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии указом 4 марта 1880); с 1880 по 1883 - товарищ министра внутренних дел; начальник дворцовой охраны при Александре III. 3
Дрентельн Александр Романович
(1820-1888) - генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии,
с 1878 по 1880 - шеф жандармов и главный
начальник III отделения. 4 Шамшин Иван Иванович - тайный советник, сенатор, управляющий межевой частью Министерства юстиции, статс-секретарь Департамента Законов Государственного Совета. 5 Марков Павел Александрович (1841-1913) - сенатор, с 1883 по 1889 - товарищ министра юстиции. 6
Перфильев Степан Степанович -
директор почтового департамента
Министерства Внутренних Дел.
ЖУРНАЛ СОВЕЩАНИЯ НАЧАЛЬНИКА ВЕРХОВНОЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5 марта 1880 г. ПРИСУТСТВОВАЛИ: Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии Генерал-Адьютант, Генерал от Кавалерии Граф М.Т. Лорис-Меликов. Член Верховной Распорядительной Комиссии Статс-Секретарь, Тайный Советник М.С. Каханов. С.-Петербургский Городской Голова Барон П.Л. Корф. Гласные С.-Петербургской Городской Думы: М.П. Митков, В.И. Лихачев, И.И. Глазунов, Ц.А. Кавос. Заседание 5 марта 1880 года - началось в 8 часов пополудни. кончилось в 11 1/2 часов. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии, упомянув об обстоятельствах вызвавших учреждение самой Комиссии, пригласил представителей городского управления изложить с полною откровенностью соображения о причинах, обусловливающих возможность выразившихся за последнее время дерзких покушений поколебать государственный порядок и общественное спокойствие и о тех мерах, кои могут, по мнению их, способствовать прекращению подобных покушений. При этом Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии указал на особое значение принимаемых в сем отношении мер по столице, как местопребывания Государя Императора и центра государственной жизни Империи. Отзывы Городского Головы и гласных касались, с одной стороны, общих желательных, по их мнению, мер к ослаблению восприимчивости различных общественных элементов по отношению крайних революционных учений, а с другой, - тех вопросов, кои относятся непосредственно до ограждения порядка в столице. Не останавливаясь ныне на предположениях первого разряда, Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии обратил суждения совещания к вопросам принадлежащим ко второй категории. К числу их относятся высказанные мнения: 1) о необходимости объединения деятельности полицейских органов различных наименований; 2) о необходимости мер к скорейшему движению дел по обвинениям в государственных преступлениях; 3) о пользе установления более осторожного, чем ныне, отношения власти к предварительным арестам и высылке, и к степени виновности или прикосновенности к преступным действиям, в особенности учащейся молодежи; 4) о пользе облегчить затруднительное положение учащейся молодежи по приисканию ими занятий и квартир; 5) о предоставлении некоторых удобств для низшего класса населения столицы, изменением часов по торговле съестными припасами; 6) об облегчении города по отправлению повинности о дворниках. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии, объяснив, что вопросы об объединении действий полиций, об ускорении производства дел и об административной высылке возбуждены в первое же заседание Комиссии и составляют уже предмет ее настоящих занятий, обратил суждения совещания на вопрос о дворниках. По этому предмету Городской Голова и гласные заявили, что неудобства, возникающие из учреждения дополнительных дворников, на которых возложены исключительно полицейские обязанности, не окупаются последствиями этой меры, так как случаи открытия дворниками каких-либо крупных преступлений неизвестны и в единственную заслугу может им быть поставлено лишь уменьшение в столице мелких краж. Между тем достижение такой сравнительно ничтожной задачи стоит городу более миллиона рублей. За подробными объяснениями в развитие этой основной мысли, Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии признал необходимым ныне же просить Городского Голову о доставлении точных сведений о расходах, которые несет город на содержание полиции, а также и размере издержек на дворников как до обязательного постановления бывшего Временного С.-Петербургского Генерал-Губернатора от 4 июля 1879 года, так и тех, кои были вызваны этим постановлением. Затем Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов закрыл совещание, указав на необходимость не оглашать вообще предметов совещаний и на установленный уже по Комиссии порядок, по коему вопросы могут быть возбуждаемы Членами, а следовательно и приглашаемыми в Комиссии или совещания лицами не иначе, как по предварительному разрешению Главного Начальника Комиссии. Подлинный за подписанием присутствовавших. ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 37. Лл. 7-8. |
ИОО. Москва, 2001 г. |