ИНСТИТУТ  ·ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО· (ФОНД СОРОСА)


Мегапроект 'Пушкинская библиотека', Издательская программа. Всероссийский открытый конкурс в рамках проекта 'Электронные публикации в сфере культуры и гуманитарных знаний'


КОНКУРС - 'РОССИЯ ХХ ВЕК - ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ'

ЗДЕСЬ ПУБЛИКУЮТСЯ РАБОТЫ - ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА.


главная

НАЗАДСЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА


ПЕРЕЧЕНЬ

РАЗМЕЩЕННЫХ

ПУБЛИКАЦИЙ


содержание

 


Политическая полиция и политический терроризм в России

 (вт. пол. XIX - н. XX вв.)


Сборник документов и материалов

 ?? 211, 212.


 

? 211

КРАТКАЯ ЗАПИСКА  ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ ПО ПОВОДУ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ 'ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ О ПОЛИТИЧЕСКОМ РОЗЫСКЕ В ИМПЕРИИ'1

22 декабря 1912 г.

 

Необычайный подъем революционного движения в Империи, проявившийся особенно интенсивно в начале 1900-х годов, ознаменовавшийся в этот период целым рядом крупных эксцессов, удачным революционизированием и  съорганизованием рабочих масс для вооруженных выступлений и совершением террористических актов в  отношении Особ Императорского Дома, некоторых высших представителей Правительственной Власти,  так и низших агентов ее,  поднявших такими выступлениями престиж революционных организаций в массах, вылился в мятежах,  имевших место во многих местностях Империи и значительно нарушивших нормальное течение жизни в Государстве. Произошло это вследствие непринятия своевременно  решительных  мер, каковое обстоятельство явилось,  в свою очередь, результатом неосведомленности розыскных органов вследствие  неудовлетворительной постановки политического розыска,  почему все подготовительные работы революционеров прошли или незамеченными, или были учтены недостаточно серьезно местными розыскными органами.

После подавления мятежа решительными со стороны  Правительства мерами,  сам собою возник вопрос о поднятии дела политического розыска на такую высоту, чтобы отдельные революционные выступления были  по возможности,  предупреждены или пресечены или, наконец, освещены настолько, чтобы на основании изучения революционных эксцессов, получить возможность выработать способы борьбы с аналогичными явлениями в будущем.

Результатом работы в таком направлении центрального розыскного органа - Департамента Полиции,  - явились крупные реформы в постановке розыскного дела на местах.  Признано было необходимым привлечь всех чинов Отдельного Корпуса Жандармов к сознательному исполнению их  главнейших  обязанностей  - обеспечению государственного порядка - путем участия в политическом розыске.  В этих целях приемы  ведения  розыска,  бывшие  до сего достоянием лишь избранных, так сказать, лиц, служащих в Охранных Отделениях, были приведены  в  известную  систему по каждой отрасли розыскного дела, облечены в форму Инструкций и Положений,  изложенных ясно, определенно. Одно  изучение  подобных пособий давало возможность каждому, даже среднему по своему развитию офицеру  Корпуса  жандармов стать вполне удовлетворительным работником в сфере розыска, а природные способности некоторых из них  к  этому  делу,  в связи с теоретическим и практическим ознакомлением с делом, выдвинули много отличных розыскных деятелей из числа офицеров  Корпуса Жандармов, доказавших с очевидностью, что розыск не столько ремесло, сколько в своем роде искусство.

Стремление выработать  действительные меры борьбы с революционным движением,  при применении которых можно было бы с  наибольшим успехом  парализовать  преступные  замыслы революционных партий, привели к учреждению Районных Охранных Отделений,  главнейшей целью  которых  было поставлено объединение и направление деятельности местных розыскных органов,  почему при  определении круга деятельности  означенных  Районных Охранных Отделений имелось в виду по возможности согласовать границы их с таковыми  же соответственными революционными организациями,  в виде так называемых "областных" и "окружных" Комитетов революционных  партий, объединявших революционную деятельность местных организаций, однородность действий которых вызывалась географическими или национальными условиями.

Такая мера оказалась весьма целесообразной и результаты деятельности таких  Районных Охранных Отделений,  особенно имевших так называемую "центральную" агентуру (не в смысле  общепартийном, а  местном - областном или окружном),  сказались вскоре же: все начинания и усилия революционеров организовать новое  вооруженное выступление,  а  равно революционные эксцессы,  вызванные необходимостью пополнять партийные кассы,  в каковых целях получило широкое распространение ограблений сумм,  как казенных, так и частных,  после упорной борьбы все же были приведены к возможному минимуму.  Много  видных убежденных до того революционеров, увидивших, что сила на стороне Правительственной власти, и разочаровавшихся в "высоких" будто целях,  поставленных революционерами для оправдания своей деятельности, и при ближайшем рассмотрении познав  и  оценив закулисную сторону революционного движения, - частью отошли от этого движения, а частью перешли на сторону Правительства,  предложив  свои услуги розыскным органам по освещению революционных организаций.

Результатом описанной  интенсивной деятельности руководимых Департаментом Полиции розыскных органов явился разгром революционных организаций, причем многие деятели их понесли наказание по суду или в административном порядке. Таким образом, образовалось видимое "затишье" в революционной деятельности.

Такое затишье однако в самое  последнее  время  приходит  к концу, о чем свидетельствуют поступающие в последнее время в Департамент Полиции сведения,  подтверждающиеся, к тому же, такими конкретными примерами,  как имевшие место летом сего года брожения на некоторых судах военного флота Балтийского и Черного  морей, мятежные  вспышки также летом сего года в Туркестанских саперных войсках,  в забастовочном движении, хотя и мирного характера, но носящего явно революционный и при том хорошо сорганизованный характер, ибо являлись протестом по поводу таких событий, как подавление  Ленских  беспорядков или приведение в исполнение приговора военно-морского  суда в отношении мятежников-матросов. Несомненен также и рост "оппозиционного" движения в общественных кругах, каковое движение,  не будучи достаточно учтено в революционный период,  явилось могущественной не только интеллектуальной, но и материальной поддержкой смуты 1905 года.  Такому росту оппозиционного движения содействует, главным образом, не отвечающие переживаемому моменту законы об обществах и союзах,  о собраниях и т.п.,  что и дает возможность  оппозиционному  элементу вести в   широких  размерах  противоправительственную  агитацию, прикрываясь использованием столь удобных вполне "легальных" возможностей.

Таким образом, подпольная работа революционных партий, оживившаяся в последнее время особенно благодаря тому, что наисерьезнейшие активны деятели, отбыв наказание по суду или максимальный срок административной высылки,  возвращаются на места и, пополняя ряды партий, призывают последние к возобновлению деятельности, - в связи с почти открытой, благодаря наличности "легальных возможностей",  интенсивной разрушительной противоправительственной деятельности  оппозиционных кругов общества,  может завершиться, при неизбежности союза революции с оппозицией в решительный момент,  новым  угрожающим государственному порядку выступлением, но организованным уже  планомернее  и  основательнее, нежели предыдущий,  ибо  опыт первого указал революционным силам дефекты, послужившие причиной  сравнительно  легкого  подавления его, и тем более,  что в последнее время все усилия революционеров обращены на всемерное революционизирование войск и флота,  в чем и достигли успеха в виде отмеченных выше брожений;  принимаются также,  по имеющимся  сведениям,  меры  к  восстановлению "Всероссийского Железнодорожного  Союза"  и  такового же  Почтово-Телеграфного, каковые организации сыграли  виднейшие  роли  в 1905 году.

Предвидя возможность таких событий,  Департамент Полиции  с своей стороны неустанно стремился и стремится к изысканию наиболее действительных средств борьбы с восстанавливающимся и разгорающимся революционным движением,  причем сознает, что наилучшим средством для сего явится постановка  политического  розыска  на местах на  такую  высоту,  чтобы  розыскные органы были вполне в курсе жизни революционных организаций и осведомляли возможно широко и своевременно о проявлениях революционного движения Департамент Полиции, на обязанности которого лежит путем согласования действий местных  розыскных  учреждений  вести дело розыска настолько планомерно и решительно,  чтобы  парализовать  крупнейшие одновременные и согласованные во многих местностях Империи революционные выступления, отнюдь не стесняя местные органы в принятии мер  предупреждения и пресечения преступных замыслов местных организаций, а Районные Охранные Отделения в том же отношении  в пределах ими обслуживаемых.

Между тем,  результаты выездов на места как чинов  Департамента Полиции, - в важнейших случаях Вице-Директора Действитель-                              ного Статского Советника Виссарионова в сопровождении  состоящих при Особом Отделе офицеров Корпуса Жандармов, а в случаях,