ИНСТИТУТ  ·ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО· (ФОНД СОРОСА)


Мегапроект 'Пушкинская библиотека', Издательская программа. Всероссийский открытый конкурс в рамках проекта 'Электронные публикации в сфере культуры и гуманитарных знаний'


КОНКУРС - 'РОССИЯ ХХ ВЕК - ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ'

ЗДЕСЬ ПУБЛИКУЮТСЯ РАБОТЫ - ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА.


главная

НАЗАДСЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА


ПЕРЕЧЕНЬ

РАЗМЕЩЕННЫХ

ПУБЛИКАЦИЙ


содержание

 


Политическая полиция и политический терроризм в России

 (вт. пол. XIX - н. XX вв.)


Сборник документов и материалов

?? 10, 11.


? 10

СПРАВКА ПО ДЕЛУ О ПОДГОТОВКЕ КРУШЕНИЯ ЦАРСКОГО ПОЕЗДА НА МОСКОВСКО-КУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ  19 НОЯБРЯ 1879 г.

[ 1880 г. ]

 

Дело взрыва рельсов полотна железной дороги около Москвы по своей варварской цели, по сложности разных подготовительных работ и по другим обстоятельствам не могло принадлежать двум-трем лицам, и непременно должно принадлежать целой партии. Из собранных сведе- ний от Гольденберга1 выходит несомненным, что это дело принадлежит как 'народникам бунтовщикам', так и 'террористам' и что это дело заговора, инициаторы и исполнители которого были террористы2.

 Так Гольденберг говорил, что ими т. е. террористами на сходке, которая была в Петербурге этим летом было решено в принципе - во что бы то ни стало убить Государя Императора и воспользоваться для этого пребыванием Государя Императора в Крыму (неудачу исполнения этого решения Гольденберг сваливает на свой арест с динамитом). Подтверждением того, что покушению на жизнь Государя Императора посредством взрыва рельсов на Московско-Курской железной дороге предшествовала сходка, служат еще рассказы Гольденберга о покушении на нии на жизнь Государя Императора 2 апреля3, с подробностями которого он несомненно хорошо знаком. Из его слов видно, что за месяц до 2 апреля в Петербурге была шумная и многолюдная сходка партии террористов, на которой присутствовал и он, Гольденберг, и на которой прежде всего был поставлен вопрос: на основании того-то и того-то, а также потому-то и потому-то следует ли лишить жизни Государя Императора? и на этот вопрос собрание ответило единодушно - 'да'. После решения сходки было приступлено к рассмотрению - каким способом будет лучше лишить жизни Государя Императора, посредством ли холодного оружия, т. е. кинжала, револьвера или посредством взрывчатых принадлежностей. Эти три способа были поставлены на баллотировку и первый способ - убийство Государя Императора посредством кинжала собрание нашло негодным, а относительно других двух способов убийства - посредством выстрела из револьвера или взрывчатых принадлежностей, как напр. Орсиниевской бомбы4 и т. п. вещей собрание разделилось на две группы и после продолжительных дебатов, большинство голосов осталось на стороне того, чтобы лишить жизни Государя Императора посредством выстрела из револьвера.

Гольденберг относительно себя сказал так, что он под обаянием незадолго пред этим удачно совершенного убийства Князя Кропоткина5, посредством выстрела из револьвера, имел глупость стоять за способ убийства Государя Императора также посредством револьвера и вообще по его словам удачное убийство Кропоткина имело большое влияние на решение убийства Государя из револьвера. Потом, после решения этих вопросов,  было спрошено - есть ли добровольные охотники убить Государя Императора, - на этот клич вызвался первым Соловьев6, а потом еще какой-то жид. Собрание, видя двух претендентов, начало решать, кто из двух претендентов будет больше подходящим для  убийства и  для этого занялись  рассмотрением прошлого обоих, т. е. их биографий, и нашли, что Соловьев по своему прошлому больше всего подходящий человек. Но вслед за решением того, что убийцею Государя Императора будет Соловьев, один из членов собрания предложил вопрос - не лучше ли будет, если в Государя Императора будут стрелять оба претендента и притом так, чтобы один стрелял спереди, а другой сзади?   Собрание после долгих рассуждений нашло это удобным и постановило, что в Государя будут стрелять оба претендента;  но на другом собрании, по поводу предстоящего убийства Государя Императора, собрание нашло неудобным, чтобы стрелял жид и окончательно решило, что в Государя Императора будет стрелять один Соловьев.

Из слов Гольденберга видно, что подробности покушения посредством взрыва рельсов знали очень немногие 'террористы', а именно: исполнители этого варварского дела и еще несколько лиц, принадлежащих к террористической партии, пользующихся всеобщим доверием, как напр[имер] 'Михайла', Колоткевич7, Оксельрод8 и еще кое-кто, другие же как террористы, так и народники-бунтовщики,  как участники этого заговора, работавшие над другими отраслями этого дела, знали только в общих чертах о предстоящим покушении на жизнь Государя и готовились к этому, даже Стефанович9 и Дейч,10 которые очевидно к этому времени поспешили возвратиться из заграницы, не знали по словам Гольденберга подробностей дела, а знали только о нем в общих чертах. Стефанович и Дейч и другие народные бунтовщики из террористической программы сочувствуют только делу убийства Государя Императора, как делу, после удачного выполнения которого можно легко вызвать народный бунт при посредстве различных мистификаций. Потом Гольденберг, будучи уверен, что подсаженного к нему агента в Харькове освободят, давал ему поручения к разным лицам; положительно воспрещал говорить с кем бы то ни было о подробностях Московского дела, кроме 'Михайла', Колоткевича и Оксельрода.

Что Московское дело  есть дело заговора, в котором косвенно принимало участие очень много лиц, принадлежащих к обоим русским революционным партиям, так это видно из того, что редакцией 'Народная воля' от редакции 'Черного передела' были напечатаны прокламации, которые предполагалось распространить в народе на случай удачи взрыва рельсов. В прокламациях этих редакция 'Черного передела' предлагала обществам выбирать из среды своей представителей и посылать их к наследнику, с предъявлением различных требований. Прокламации эти были заранее распространены по разным городам и, по словам Гольденберга распространение этих прокламаций как в городах, так и в простом народе, было отлично организовано. Гольденберг пред своим последним выездом из Одессы видал эти прокламации и в Одессе.

Из слов Гольденберга видно, что террористическая партия теперь организована на принципах централизации с диктатором во главе, который выбирается большинством голосов и неповиновение которому равносильно исключению из кружка. Этот характер организации применяется во всех практических делах кружка. Так напр[имер] если является какое-нибудь практическое дело, как напр[имер] взрыв рельсов, то прежде всего выбираются исполнители дела, а потом уже исполнители из своей среды выбирают начальника, по словам Гольденберга 'атамана', который уже распоряжается дальнейшими работниками и воле которого требуется безусловное повиновение.

В деле подкопа под рельсы на Московско-Курской ж. д. исполнители работ также выбирали из своей среды начальника и за его требовательность и строгость прозвали его 'Чиновником', без разрешения этого начальника никто не имеет права ничего делать - даже отлучаться из дома. Этот начальник, носящий кличку 'Чиновник', как видно из слов Гольденберга, по наружности очень толст и в подкопе ему работать было трудно;  в доме, из которого велся подкоп, он постоянно не жил, но каждое утро рано приходил, а вечером уходил, - квартиру же имел где-то в гостинице, имел в Москве много знакомых,  через которых добывал деньги для революционных дел, и по словам Гольденберга, после взрыва непременно должен оставаться в Москве. Центром Главной террористической партии, которой принадлежит инициатива и выполнение  покушения 2-го апреля, взрыв рельсов железной дороги около Москвы и другие подобные дела, служит Петербург и именно редакция 'Народная воля'. От этой партии откололось несколько человек для устройства центра южных террористов в Одессе. Но есть еще кружок  террористов, носящий название 'Свобода или смерть',11 который по словам Гольденберга, состоит из молодых революционеров и центр которого находится также в Петербурге.

Гольденберг для эффекта хочет объяснить в суде, что член кружка 'Свобода или смерть' каковое заявление, по его словам, польстит членам этого кружка.

Кружок террористов решил убить Государя Императора во что бы то ни стало и обставить так, чтобы Его Величество никаким образом не мог вернуться из Крыма в Петербург, для чего ими было устроено три подкопа под рельсами железных дорог, где должен был проезжать Государь Император.

Из того, что у него, Гольденберга, в Елизаветградской тюрьме был Одесский Генерал-Губернатор,12 который по словам Гольденберга, должен был сопровождать Государя до Харькова - Гольденберг убедился, что один подкоп, находящийся между Севастополем и Харьковым, вовсе не действовал, ибо по словам Гольденберга если бы подкоп был взорван, то вместе с Государем должны были бы погибнуть и все сопровождающие Его Величество, а также и Граф Тотлебен, как сопровождающий Государя;  чтобы хорошенько уяснить себе это Гольденберг в Елизаветградской тюрьме расспрашивал кого мог, откуда приехал в Елизаветград Граф Тотлебен - из Одессы или же из Харькова?  Относительно неудачного взрыва другого подкопа, находящегося возле Москвы, он узнал в Елизаветградской тюрьме. Теперь является вопрос - где находится третий подкоп?  Расспросами у Гольденберга нельзя было уяснить подробно, где находится этот подкоп - между Харьковым и Москвой или между Москвой и Петербургом;  но предполагается, что подкоп этот находится между Харьковым и Москвой и предположение это основывается на следующем соображении. Так если бы подкоп находился между Москвой и Петербургом, то Гольденберг, узнавши о неудачном действии взрыва рельсов около Москвы, непременно бы высказал надежду, что до приезда Государя Императора в Петербург Ему угрожала еще [опасность] и что с неудачею взрыва около Москвы с их стороны еще не все погибло и, как хвастливый жид, он непременно этим похвастался бы; но из его поведения было ясно видно, что с Москвой кончается опасность для Государя и что на пути от Москвы к Петербургу Государю ничего не угрожает; если бы угрожала какая-либо опасность между Москвой и Петербургом, то это Гольденберг непременно высказал бы, как высказал, что подкоп между Севастополем и Харьковым совершенно не действовал, а также, что Государя Императора можно взорвать в Петербурге, посредством подкопа на Малой Садовой улице, по которой Государь часто ездит и, между прочим, каждое воскресенье ездит по ней на разводы в Инженерный замок, а равно и то, что Государя террористы будут преследовать на каждом шагу и с уверенностью сказал, что месяца через 11/2  Государя непременно убьют. Очевидно предположение устроить подкоп на Малой Садовой ул. в Петербурге у них, террористов, уже созрело.

 

             ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1. Д.  85.

             Лл. 1-11 (об).

 

_________________

1 Гольденберг Григорий Давидович (1855-1880) - революционная деятельность подробно описана в его откровенных показаниях (см. д-т ? 18), дав которые, он вскоре поканчил жизнь самоубийством в стенах Петропавловской крепости.

2 Имеются в виду члены 'Земли и Воли', расколовшейся летом 1879 г. на 'Народную Волю' и 'Черный Передел'; взрыв на Московско-Курской железной дороге осуществлен народовольцами.

3 Покушение А.К.Соловьева.

4   См. д-т ?  3.

5 Кропоткин Дмитрий Николаевич - князь, генерал-майор, харьковский губернатор, убит 9 февраля 1879 Г. Гольденбергом.

6 Соловьев Александр Константинович (1846-1879) - бывший студент Петербургского университета, служил учителем в Торопецком уездном училище. Участник 'хождения в народ' - работал в кузнице Н.Н.Богдановича в с. Воронине, в самарском поселении, писарем в Саратовской губернии. В конце 1878 вернулся в Петербург. После неудачного покушения на Александра II (2 апреля 1879 г.) казнен.

Колоткевич Николай Николаевич (1850-1884) - из дворян, студент Киевского Университета. Входил в киевский кружок чайковцев, вел пропаганду среди рабочих. В 1876 г. привлекался за распространение революционных изданий в Харькве, в 1877 г. -по Чигиринскому делу, в 1878 г. - за участие в попытке освобождения из харьковской тюрьмы Медведева (Фомина), в 1879 г. - по делу о харьковском революционном кружке А.Сыцянко; всякий раз ему удавалось скрыться. Член Исполнительного Комитета 'Народной Воли'. Арестован 26 января 1881 г. По процессу 20-ти приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением в Петропавловской крепости. Умер в Алексеевском равелине.

8 Оксельрод (Аксельрод) Павел Борисович (1850-1928) - народник, входил в кружок 'чайковцев'. С 1883 г. член группы 'Освобождение труда', с 1900 в редакции 'Искры', с 1903 один из лидеров меньшевизма; после Октябрьской революции эмигрировал.

9 Стефанович Яков Васильевич (1854-1915) - народник; один из организаторов так называемого 'Чигиринского заговора', задержан во время массовых арестов по этому делу, бежал из киевской тюрьмы (май 1878). Член 'Земли и Воли', после раскола организации примкнул к 'Черному Переделу', после 1 марта 1881 вступил в 'Народную Волю'. Арестован в Москве в 1882, по процессу 17-ти (1883) приговорен к 8-летней каторге.

10 Дейч Лев Григорьевич (1855-1941) - народник, член киевского кружка 'бунтарей', в 1876 г. участвовал в покушении на убийство шпиона Гориновича, в 1877 г. вместе со Стефановичем был арестован по Чигиринскому делу и бежал из киевской тюрьмы. Примкнул к 'Черному Переделу', в 1880 г. эмигрировал. Один из организаторов группы 'Освобождение труда' (1883). В 1884 г. арестован в Германии, выдан русскому правительству как уголовный преступник и по делу Гориновича приговорен к 13 годам 10 месяцам каторги. В 1897 г. вышел на поселение, в 1901 г. бежал. С 1903 один из лидеров меньшевизма. После Октябрьской революции от политической деятельности отошел.

11  'Свобода или смерть' - фракционная группа сторонников террора внутри 'Земли и Воли' (1879). Большинство членов группы вошло в Исполнительный Комитет 'Народной Воли'.

12 Тотлебен Эдуард Иванович (1818-1884) - граф, генерал-адъютант, инженер-генерал. Руководил инженерными работами при обороне Севастополя в 1854-1855, в русско-турецкую войну 1877-1878 г. командовал осадой Плевны, затем принял главнокомандование русской армией на Балканах. С 1879г. - одесский генерал-губернатор, с 1880 г. - генерал-губернатор виленский, ковенский и гродненский.

 


 

? 11

ИЗ ЗАПИСКИ ОДЕССКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА Э.И. ТОТЛЕБЕНА  М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВУ1 ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА  ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВИЙ ПО ДЕЛАМ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

11 февраля 1880 г.

 

Постоянно усиливающееся, особенно в последнее время, проявление деятельности  так  называемой русской социал-революционной партии и те способы, к которым она прибегает для достижения своих преступных целей, не могут не обращать самого серьезного внимания Правительства.

При ближайшем  и внимательном наблюдении за ходом революционной деятельности, в проявлениях ее как отдельными лицами-агентами социальной партии - так и целыми сообществами,  представляется вполне очевидною крепкая внутренняя связь и солидарность  в их действиях.  Из  всех обнаруженных до настоящего времени более или менее выдающихся дел о политических преступлениях ясно  видно, что  преступления  эти  не имеют местного характера,  - что, возникая в одной местности,  они продолжаются в  другой,  -  что члены преступного  сообщества быстро переносят свою деятельность из одного конца Империи в противоположные местности  и  что  все лица, примыкающие  к революционному движению,  видимо составляют одно сообщество,  разбившееся лишь на отдельные кружки для более успешного развития и осуществления своих преступных замыслов; по этому между всеми отдельными членами и  кружками  существует  то единодушие, которое более всего содействует их успехам.

При такой общности в деятельности партии социал-револю-ционного движения  необходима,  казалось  бы,  такая же общность и в действиях органов Правительственной власти.

Если единодушие  могло укрепиться в какой-то бродячей шайке злоумышленников,   то  такое  же  и  еще  более  сильное  единодушие                        

должно существовать  между органами Правительственной власти.  И стремление к такому единодушию в них конечно существует,  но  не имеет способов для своего проявления.

Все дело в том, что шайка злоумышленников, хотя действует и в разных местах, но не прерывает сношений друг с другом, - органы же Правительственной власти остаются на  своих  местах  почти без всяких сношений между собою. То, что известно одному - неизвестно другому;  каждый идет порознь, действует по собственной системе, не зная о действиях и системе другого и вследствие сего является  полное  отсутствие  какой-либо общей системы,  отсутствие того взаимодействия, которое необходимо при всяком общем деле.  А преступная шайка ободряется таким разъединением Правительственных сил и гордо поднимает свою преступную голову.

Для подтверждения  настоящего  положения стоит только обратиться к бывшим уже политическим процессам.  Из рассмотрения  их нельзя не  заметить,  что  возникающие судебные преследования по политическим преступлениям ограничиваются большею  частью  установлением  только факта преступления и его исполнителей,  далеко не разъясняя ни личности деятелей, ни их связей, ни их сношений; вследствие сего почти каждое следственное производство представляется совершенно изолированным,  -  преступность  расследуемого деяния  сглаживается,  смягчается  и самое преступление является иногда каким-то бесцельным нарушением закона. Не редко случается,  что  об  одном и том же лице производятся дознания в разных учреждениях одного и того же Генерал-Губернаторства, причем одно учреждение  не  имеет  никаких сведений о возникновении о том же лице другого дела,  - отсюда очевидно неудобство,  которое прямо ложится невыгодно на исход дела.  Мало того,  некоторые,  видимо преступные,  деяния оставляются совершенно без  преследования  в силу их видимой ничтожности,  - между тем эти же самые деяния, в связи с общим ходом дел,  могут иметь весьма серьезное значение, могут  служить  весьма сильным подспорьем для разоблачения более тяжкого преступления.  Причина такого неудовлетворительного хода дел  заключается,  во-первых,  в отсутствии взаимных сообщений и обмена обнаруживаемых обстоятельств,  а во-вторых, - в незнании, вследствие сего,  всех подробностей текущего положения революционной пропаганды, ее руководителей и деятелей.

С учреждением временных Генерал-Губернаторств2 деятельность отдельных исполнителей  власти несомненно усилилась;  но разрозненность их  действий,  также несомненно,  осталась та же самая.

Исходя из того положения, что при современных обстоятельствах деятельность Правительства должна  быть  направлена  главным образом и  прежде  всего  на искоренение того внутреннего врага, который присвоил себе название русской социал-революционной партии, подкапывается  под самые священные основы общественной жизни, нарушает и даже останавливает правильное ее течение и развитие, признается  настоятельно необходимым,  для достижения цели, образование таких следственных органов,  которые владели бы достаточными средствами  для  осуществления своей задачи и деятельность которых обхватывала бы  все  более  или  менее  зараженные местности.

Останавливаясь на тех требованиях,  которым должны удовлетворять следственные органы,  следует признать, что помимо личных сил, помимо широкой опытности, они должны совмещать в себе такие условия, которые  прямо  и непосредственно могли бы противодействовать характеру преступного движения.  Посему следственные органы должны быть близко знакомы с этим движением как вообще, так и с отдельными формами его проявления в разных  местностях;  они должны близко знать все дела,  возникающие не только в отдельном Генерал-Губернаторстве, но и в  районе  других  Генерал-Губернаторств; между  ними должно существовать полное единодушие и своевременный обмен сведениями; они должны иметь полную возможность проследить за лицом, навлекшим на себя обвинение, за его связями и отношениями.  Только при этих условиях каждое следствие как об отдельном лице, так и о целом кружке, будет представлять полную, вполне законченную, картину преступления, а не являться каким-то отрывочным эпизодом преступной деятельности того или другого лица. Следствие, достигая только этой цели, может с точностью уяснить внутреннюю связь сообществ,  а,  следовательно,  разоблачив корень зла, дать средства направить все силы для его подавления.

                                                     [...]

... Органами,  вызываемыми временным положением дел и чрезвычайными условиями,  могут быть признаны следственные комиссии, образованные при каждом Генерал-Губернаторстве.

Эти следственные  комиссии  должны  ведать все дела о государственных преступлениях в  пределах  Генерал-Губернаторства  и производить  все  следствия  по сим делам.  Ни одно политическое преступление и ни один политический преступник,  как бы по-видимому  ни маловажно было его преступление, не  должен миновать следственной комиссии.  Таким образом, вся совокупность  государственных  преступлений,  совершенных  в пределах целого Генерал-Губернаторства, будет находиться в руках одного учреждения - следственной  комиссии,  а  вследствие  сего представится возможность установить связь преступлений между собою и вместе с тем отделить те из них,  которые по своей индивидуальности могут быть рассматриваемы как случайные явления.

Следственные комиссии  одного Генерал-Губернаторства должны иметь непрерывные сношения с комиссиями всех других  Генерал-Губернаторств, -  должны  сообщать  одна другой о всех возникших в каждой из них делах, с указанием на главнейшие обстоятельства, должны непременно сообщать одна другой о всех лицах,  привлеченных к следствию и присылать их приметы и фотографические карточки. Такое общение комиссий даст полную возможность для выяснения связи обнаруженного преступления и его деятелей с общим  революционным движением.

Следственные комиссии должны  иметь  такой  состав  членов, чтобы следственные действия могли производиться безостановочно и чтобы таким образом дела о государственных  преступлениях  могли быть разрешаемы с тою необходимою быстротою, которой требует самое свойство сих дел.

Следственные действия следственных  комиссий  должны  иметь вид и значение не тех предварительных дознаний,  которые призводятся в настоящее время на основании закона 19-го мая 1871 года3; нет -  действия  следственных  комиссий  должны  иметь значение окончательных судебных следствий, по коим суд мог бы прямо приступить к  решению.  Предоставление  такого значения следственным действиям комиссии безусловно необходимо,  иначе если не все то, что обнаружено  комиссией,  то  наверное многое будет уничтожено судебным следствием,  так как по существующим  законам  судебное следствие служит  суду главным основанием для определения наличности преступления.

                                                  [...]

При согласии на учреждение следственных комиссий,  предста-                            вится необходимость в составлении особого устава или инструкции, которые бы с точностью определили состав каждой комиссии, те цели,  которые она должна преследовать,  предметы ведомства комиссий, порядок действий и пределы их власти.

                                             [...]

Председатель комиссии избирается Генерал-Губернатором и утверждается Высочайшею  властью;  члены  же  комиссии назначаются шесть - Главным Начальником III Отделения Собственной Его  Величества Канцелярии и шесть - Министром Юстиции.

Ведомству следственных   комиссий   подлежат  исключительно преступления государственные,  а круг действий в территориальном отношении определяется пределами Генерал-Губернаторств.

                                              [...]

Порядок самого производства следствий определяется ныне существующими законоположениями по этому предмету;  причем  представляется лишь необходимым разграничить точнее круг действий Начальников Жандармских Управлений и действий  комиссии  и  -  так сказать - примирить их между собою.

В интересах достижения этой цели казалось  бы  вполне  правильным возложить  на  Начальников Жандармских Управлений производство по каждому возникающему преступлению таких действий, которые необходимы для удостоверения в действительности события, а также действий не терпящих отлагательства,  но при этом, Начальник  Управления,  приступая к тому или другому действию,  в тоже время, доносит об этом Главному Начальнику III  Отделения  Собственной Его Величества Канцелярии и сообщает Председателю Комиссии.

                                                  [...]

Во время самого производства следствий, о каждом выдающемся обстоятельстве и  о каждом привлеченном к делу лице,  в качестве обвиняемого, Председатель комиссии немедленно  сообщает  краткие сведения Председателям  других комиссий с препровождением примет и фотографических корточек обвиняемых и в то же время  представляет такие же сведения Генерал-Губернатору, который, в свою очередь, сообщает их Главному Начальнику III Отделения  Собственной Его Величества Канцелярии.

Таким образом,  вся совокупность государственных преступлений, совершенных  в  пределах всех Генерал-Губернаторств,  будет сосредоточиваться у Главного Начальника III Отделения  Собственной Его Величества Канцелярии.

Оконченное производством следствие представляется, с заключением Комиссии, Генерал-Губернатору, от усмотрения которого зависит, или передать дело на рассмотрение военного суда,  или  же прекратить дело административным порядком; причем о том или другом направлении дела Генерал-Губернатор также сообщает  Главному Начальнику III Отделения Собственной Его Величества Канцелярии.

 

генерал-адьютант                                                     Тотлебен

11 февраля 1880 г.

С.-Петербург.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ СЛЕДСТВЕННЫХ КОМИССИЙ

Дознания о  государственных  преступлениях  производятся  в настоящее время,  или на основании закона 19 мая 1871 года - чинами корпуса жандармов в присутствии лица прокурорского надзора, или же  на  основании  закона 1 сентября 1878 года4 - одними жандармскими чинами.

В первом случае,  т.е.  при производстве дознаний по закону 19 мая 1871 года,  дознания,  по их окончании, препровождаются к Прокурору Судебной  Палаты,  который с своим заключением о дальнейшем направлении дела представляет их Генерал-Губернатору.

Представленные Прокурором  Судебной  Палаты  дознания Генерал-Губернатор или передает в военный суд, или возвращает Прокурору  с своим  мнением об окончании дела на основании 1045 ст. XV т. ( по 1045 ст.  дела политического характера, при предположении прекратить их совершенно или прекратить административным наказанием виновного;  Прокурором Судебной Палаты вносятся к  Министру Юстиции, который  входит  в соглашение с Шефом Жандармов и затем дело представляется на Высочайшее разрешение).

Во втором случае,  т.е. при производстве дознаний по закону 1 сентября 1878 года,  дознания, по их окончании, представляются Начальником Жандармского  Управления  к местному Губернатору или Градоначальнику, который с своим заключением представляет их Генерал-Губернатору,  - Генерал же Губернатор, по рассмотрении дела,  или прекращает таковое собственною властью,  или же, смотря по  обстоятельствам,  требует производства дознания на основании закона 19 мая 1871 года.

В обоих же случаях,  т. е.  при производстве дознаний как по                              закону 19 мая,  так и по закону 1 сентября, аресты и обыски производятся чинами  корпуса  жандармов  и  полиции предоставляется право ареста и обыска только при отсутствии сих чинов.

Такой порядок производства дел о государственных преступлениях признается крайне неудовлетворительным по следующим соображениям:

во-первых, не касаясь вопроса о личном составе чинов Корпуса Жандармов в их качественном отношении, т.е. вопроса о степени их способности и умелости для производства дознаний,  нельзя  не обратить серьезного внимания на их состав в численном отношении.

                                                  [...]

Незначительному числу  жандармских чинов вверено производство дознаний по всем без исключения делам политического характера. Но, кроме политических дел и корме исполнения наружной службы, на этих же ... лиц возлагается  множество  других  поручений  по разным делам, собирание различных сведений, наблюдение за разными лицами и т. д. Посему, как бы ни добросовестно относились чины корпуса жандармов  к своим обязанностям,  они,  будучи задавлены множеством обязанностей,  не в состоянии исполнить каждую из них так, как  следует;  вследствие сего весьма часто случается,  что даже такие серьезные дела, как дела о государственных преступлениях, производятся чрезвычайно поверхностно,  без того необходимого внимания,  которого требует самое свойство сих дел; вследствие этого же многие из политических дел производятся или  чрезвычайно медленно, или не с той быстротой и настойчивостью, какая необходима для разоблачения государственных преступлений и  особенно для предупреждения и предотвращения преступных действий;

во-вторых, при существующем порядке производства дознаний о                               государственных преступлениях происходит  полнейшая  разъединенность и разрозненность действий.

                                                [...]

Вследствие сего  бывали,  бывают и могут быть такие случаи: положим в гор.  Елизаветграде жандармский офицер  встречает  Б., известного уже ему своею политическою неблагонадежностью, но так как об этом Б. жандармскому офицеру в данную минуту ничего неизвестно, то он не обращает на него никакого внимания; между тем в другом месте той же Херсонской губернии,  положим  в  Николаеве, другой жандармский офицер может быть неделю уже назад, а может и более, обнаружил серьезное преступление  Б.  и  разыскивает  его следы. Таким образом, в одно и тоже время офицер в Елизаветграде не знает, что Б. преступник и разыскивается, а офицер в Николаеве не знает, что этот Б. находится в Елизаветграде.

                                               [...]

В-третьих, единоличная  оценка  Прокурором  Судебной Палаты всех дознаний, производящихся в целом судебном округе, представляет также значительные неудобства. С одной стороны, при множестве и разнородности как  политических так и обще-уголовных дел, подлежащих рассмотрению. Прокурора Судебной Палаты,  он не может отдать все свое внимание исключительно делам политического свойства,  - а с другой -  и  это самое главное - не своевременное рассмотрение дознания о политическом преступлении ведет к сокрытию следов  преступления,  особенно в тех случаях когда дознание на месте было произведено поверхностно и когда требуется дополнять таковое.

Для устранения  неправильного  хода  дел  о государственных преступлениях предполагается образование при каждом  Генерал-Губернаторстве следственных  комиссий,  в которых сосредоточивалась  бы вся совокупность таких преступлений,  совершенных в  пределах целого Генерал-Губернаторства и которые имели бы возможность установить связь преступлений между собою.

                                                  [...]

При образовании следственных комиссий предполагаемый  порядок производства дел ни сколько не отменяет существующего порядка, а имеет в виду лишь скорейшее и  всестороннее  расследование каждого преступления.

                                                  [...]

Проект образования следственных комиссий предполагает, между прочим,  чтобы  следственным  действиям комиссий были приданы вид и значение окончательных судебных следствий, по коим суд мог бы прямо приступить к решению дела, для того, чтобы первоначальные, по горячим следам, показания обвиняемых и свидетелей, менее обдуманные и  потому  всегда  более правдивые не были уничтожены следствием на суде,  до которого и обвиняемым и свидетелям остается значительно  времени,  чтобы  взвесить  и предусмотреть как предлежащие им вопросы,  так и свои на них ответы. Это предположение может  встретить  и наверное встретить то возражение,  что отмена судебного следствия изменяет существующий порядок  судопроизводства. На такое возражение нельзя не ответить, что вследствие событий последнего времени не только дела о государственных преступлениях, т.е.  о преступлениях,  направленных против всего государственного строя,  но даже преступления  против  отдельных государственных и  вообще  должностных лиц,  давно уже изъяты из общего порядка следственного и судебного производства и что  вообще в  порядке производства дел о государственных преступлениях допущены значительные изменения судебных уставов; закон же 5 апреля 1879  года  предоставляет  Генерал-Губернаторам еще большее право, именно право изъятия из общего  порядка  подсудности  дел даже обще-уголовного  характера.  Таким образом,  если от производства следствий по государственным преступлениям устранены общие судебные следователи, как гражданские, так и военные, - если дела о государственных преступлениях изъяты из ведения общих судов и подчинены только суду военному,  - если обвиняемым по этим делам не дано право выбора, по их усмотрению, защитников, - если наконец военному суду дано широкое право не вызывать даже на суд свидетелей, которые вообще играют первенствующую роль при судебном следствии  и без которых самое судебное следствие немыслимо, - то в виду того,  что следствия,  проходящие через руки  следственной комиссии предполагаются следствиями вполне законченными, казалось бы,  что отмена судебных следствий составляет  незначительное, сравнительно,  изменение судебных уставов и что по сему выражение против такой отмены утрачивает силу непререкаемости.

Последнее возражение против проекта  следственных  комиссий может касаться той его части, где говорится о предоставлении комиссиям права представлять Генерал-Губернаторам или о  совершенном прекращении  дел,  или о прекращении их административным порядком. Возражение это может заключаться в том,  что новый порядок прекращения  дел  значительно изменит порядок,  определенный 1045 ст. XV т. Не отрицая юридической правильности такого возражения, необходимо заметить, что проектируемый новый порядок имеет в виду,  во-первых,  немедленное,  вслед за окончанием следствия, окончание самого дела,  тогда как при существующем порядке дела не получают окончания, при самом быстром их движении весьма продолжительное время;  скорейшее  же  окончание  дел необходимо  особенно тогда,  когда привлеченные к делу находятся под стражею и необходимость эта обусловливается, с одной стороны, интересами обвиняемых, с другой,  - интересами казны, на содержании которой находятся содержащиеся,  и, наконец, - интересами тюремных помещений, которые крайне затруднены помещением арестантов.  Во-вторых, проект  имеет в виду установлением нового порядка облегчить прокуроров Судебных Палат,освободив  их  от  рассмотрения  таких дел, с  своевременным ходом которых они почти незнакомы и изучение которых, для составления по ним заключений, отнимает у них и много времени и много труда, - тогда как для следственных комиссий, пред членами коих каждое дело будет проходить в своей постепенности шаг за шагом,  особого изучения дела не потребуется и составление заключения по делу явится легкой работой.

Наконец, потрясающие события последних дней ясно  указывают на необходимость принятия Правительством решительных мер,  таких мер, без коих борьба с разрастающимся злом или сделается  невозможною, или же отдалится на неопределенное время.

Принятие решительных мер особенно  необходимо  в  настоящее время, как для успокоения общественного мнения,  так и для того, чтобы отнять у злоумышленников уверенность в их силе и  значении и тем  предотвратить  возможность  повторения новых с их стороны преступных замыслов.

В ряду же таких мер,  на первом плане должна быть постановлена цель - быстрого и настойчивого разоблачения преступлений, а этому требованию  ближе  всего могут удовлетворять проектируемые следственные комиссии. 

                                                                      

                       ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1.

Д. 30. Лл. 2-26.

__________________

Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825-1888) - генерал-адъютант, занимал ряд военно-админстративных должностей на Кавказе. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 командовал корпусом, фактически возглавлял военные действия на Кавказском театре, после заключения мира получил титул графа. В начале 1879 был назначен временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором, в апреле 1879 - временным харьковским генерал-губернатором. С 12 февраля 1880 - начальник 'Верховной Распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия' с чрезвычайными полномочиями. После упразднения комиссии (6 августа 1880) - министр внутренних дел и шеф жандармов. После убийства Александра II и издания Александром III манифеста об укреплении самодержавия Лорис-Меликов вышел в отставку.

2  Временные генерал-губернаторства были учреждены в Санкт-Петербурге, Харькове и Одессе 5 апреля 1879.

3  19 мая 1871 г. Александр II утвердил 'мнение' Государственного совета 'О порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений'. Цель этого закона, 'с одной стороны, предоставить судебной власти содействие жандармских чинов по обнаружению преступлений, а с другой - установить порядок действий сих чинов по производству точных, согласованных с судебными уставами 20 ноября 1864 г. узаконений взамен преподанных в прежнее время корпусу жандармов инструкций'. По новому закону, жандармские чины были обязаны немедленно сообщать лицам местного прокурорского надзора и полиции 'о всяком замеченном ими происшествии, заключавшем в себе признаки государственного преступления', а до прибытия полиции принимать все меры для того, чтобы 'предупредить уничтожение следов преступления и пресечь подозреваемому способы уклоняться от следствия'. Производство дознаний о 'государственных преступлениях' жандармы начинали 'как по предложению прокурора судебной палаты, так и непосредственно', но в этом случае были обязаны немедленно уведомлять прокурора 'о приступе к дознанию'. В период производства дознаний жандармы, согласно уставу уголовного судопроизводства, вели розыск, распросы и негласное наблюдение. Закон 19 мая предоставил им, кроме того, право производить осмотры, освидетельствования, обыски (с опечатанием бумаг) и выемки и обязал полицию и 'вообще все присутственные места и должностные лица' оказывать жандармам 'зависящее от них содействие'. Протоколы дознаний поступали к прокурору, который передавал их министру юстиции. Последний, 'по сношении с шефом жандармов', отдавал распоряжение о производстве предварительного следствия или испрашивал 'высочайшее повеление о прекращении производства'. Во втором случае дела или прекращались 'без дальнейших последствий', или решались в административном порядке.(ПСЗ, собр. 2, т. 46, от. 1. Спб., 1874, сс. 591-594).

4  1 сентября 1878 г. Александр II утвердил временные правила 'О порядке административного направления дел без участия прокурорского надзора', согласно которым:

1. Чинам корпуса жандармов, а в случае их отсутствия, полициймейстерам и уездным исправникам предоставляется право заарестования лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений, или в прикосновенности к ним, а равно в участии в противозаконных сообществах.

2. То же самое право предоставляется поименованным чинам относительно лиц, привлекаемых к ответственности за участие в уличных беспорядках или сходках, имеющих политический характер.

3. Те из заарестованных на сем основании лиц, относительно коих будут иметься достаточные данные о их политической неблагонадежности, могут быть подвергаемы административной высылке по соглашению шефа жандармов с министром внутренних дел.

Указанные выше меры... принимаются без участия чинов прокурорского надзора, которым, впрочем, для сведения препровождается копия с постановления о каждом заарестованном лице. (ГАРФ, ф. 102, оп. 165, д. 197, лл. 9-10.).


WWW.OSI.RU

НАЗАДСЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА

ИОО. Москва, 2001 г.